Субъект Российской Федерации Вопрос Ответ
Забайкальский край

Специальные сопровождающие в школе (лицо, сопровождающее ребенка-инвалида на территории образовательной организации), совсем не проработанный вопрос, в реальности нет возможности ввести дополнительную должность, на деле решается за счет дозагрузки педагогов - в данном вопросе не совсем профессиональный подход. Что делать в данной ситуации?

Данная ситуация в регионах решаема. Имеется официальная статистика по количеству тьюторов, которые оказывают педагогическую помощь детям-инвалидам, статистика по ассистентам-помощникам. Существует множество вариантов как их оформить в штат и в каждом случае этот вопрос решаем. Все предусмотрено и законодательными, и финансовыми механизмами.

Если у Вас ПМПК рекомендовала ребенку-инвалиду или у такого ребенка в индивидуальной программе прописано, что ему необходимо такое сопровождение специалистом, то образовательная организация обязана обеспечить это сопровождение. Если школа не выполняет своих обязательств, родители могут пойти за защитой прав своего ребенка и в прокуратуру, и в суд и это дело выиграть.

Правильно ли понимаем - приобретение учебников, программное обеспечение за счет субсидий возможно?

Да, все правильно.

Асфальтовое покрытие (дорожка) до учреждения должна быть какой ширины и длины, чтобы не было проблем?

При проектировании дорожек рекомендуем воспользоваться следующими документами:

СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей

ОДМ 218.2.007-2011 Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства

Липецкая область

Будет ли являться целевым расходованием устройство интегрированной детской площадки для детей-инвалидов?

Если площадка используется в образовательном процессе и является реабилитационным ресурсом, то да.

Челябинская область

В направленном Вами информационном письме было указано, что на средства субсидии можно приобретать учебники, а сейчас Вы не назвали эту позицию.

Целевым назначением субсидий является создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

В соответствии с приказами Минобразования России от 29.08.2013г. №1008, от 30.08.2013г. №1014г., от 30.08.2013г. №1015 под специальными условиями для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя, в том числе, и использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

Таким образом, учебники и учебные пособия можно приобретать за счет субсидий.

Свердловская область

В п.17 Направленных раздаточных материалов указан срок окончания осуществления закупок - до конца 2016, в ранее направленном письме - 30 сентября. Какой правильный?

Из постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» следует, что до 30 сентября текущего года территориальные органы Федерального казначейства не позднее 03 октября 2016 года в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, приостанавливают операции по постановке на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, принятых после 30 сентября 2016 года.

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами.

Главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 05 октября 2016 г. представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, указанных в абзаце первом настоящего пункта, для доведения указанной информации до Федерального казначейства и последующего ее направления в территориальные органы Федерального казначейства.

Получатели средств федерального бюджета до 5 октября 2016 г. представляют в территориальные органы Федерального казначейства информацию о планируемых закупках, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до 30 сентября 2016 г.

Территориальные органы Федерального казначейства на основании информации, представленной в соответствии с абзацами настоящего пункта, в порядке и в сроки, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, осуществляют отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств и отменяют приостановление на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета операций, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с данным пунктом до 30 сентября 2016 г. могут быть размещены извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в проектах контрактов на закупки.

Соответственно срок окончания закупок будет определяться исходя из того, в соответствии с каким законом они проводятся (223-ФЗ, 44-ФЗ) и применяемых конкурентных способов определения поставщика.

Возможно ли приобретение контента дистанционного обучения для организации обучения детей-инвалидов (частично по индивидуальному учебному плану)?

Целевым назначением субсидий является создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

В письме Минобрнауки России от 10.03.2016 г. №ВК-450/07 в числе направлений расходования средств субсидии указано и оснащение специальным оборудованием для дистанционного общего и дополнительного образования детей-инвалидов.

Республика Башкортостан

Где будут размещены программы коррекционно-развивающих курсов?

Минобрнауки России планирует к концу августа 2016 года разместить в официальном доступе на сайте разработчика проекты программ для того, чтобы Вы могли ознакомиться с этими проектами и представить свои замечания по их доработке. Далее к 1 сентября 2016 г. эти программы пройдут экспертизу и будут включены в реестр образовательных программ и размещены на сайте http://fgosreestr.ru/.

Липецкая область

Для реализации дистанционного образования нужна качественная интернет-связь, возможно ли проведение оптоволоконной линии связи за счет субсидии?

Нет. Данное направление расходования осуществляется только за счет региональных средств.

Республика Башкортостан

Для того чтобы убрать пороги при входе в кабинеты, необходимо поднять полы в коридоре. Можем ли выполнить данную работу в рамках этих средств?

Если Вы докажете, что никаких других технических решений нельзя было применить в этом случае, то да.

Саратовская область

Если поступили лимиты, но соглашения не заключены с муниципальными органами, отчет за 2 квартал 2016 г. можно не представлять?

Все субъекты, чьи соглашения заключены до 01 июля 2016 г., должны до 20 июля 2016 г. представить отчеты о расходовании денежных средств, даже если расходование не осуществлялось.

Республика Башкортостан

Имеется ли примерный договор сетевого взаимодействия?

Примеры содержания договоров о сетевом взаимодействии имеются, но единого регламентированного образца нет.

Это компетенция каждой образовательной организации, самостоятельно разработать договор по любой форме, согласовать его со второй стороной данного договора. Главное, чтобы правильно были прописаны условия сетевого взаимодействия.

Волгоградская область

Как мы успеем заказать до 01 августа 2016 г. учебники, если до сих пор они не включены в федеральный перечень?

Вы вправе покупать те учебники, которые есть на данный момент в федеральном перечне. Вы по этим учебникам работали и работаете сейчас. Их можно и приобретать.

Ставропольский край

Можем ли мы приобрести одноместные столы для детей с ОВЗ (слабовидящие)?

Если приобретение таких столов предусмотрено ФГОС начального общего образования обучающихся данной категории или другими нормативными правовыми актами, то да.

Ставропольский край

Можно ли заменить светильники на другие с большей световой отдачей в группе детского сада для детей с нарушением зрения?

Замена светильников осуществляется только за счет собственных средств в рамках обеспечения текущей деятельности образовательной организации.

Республика Башкортостан

Можно ли использовать денежные средства субсидии на проектно-сметную документацию? На какой документ можно ссылаться?

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждены методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» утверждены методические рекомендации, касающиеся применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, в данном документе есть ссылка на то, что до 10% от общей стоимости работ может быть расходовано на проектно-сметную документацию.

Брянская область

Возможно ли использовать выделенные средства также на проектно-сметные работы? Как правило, выполнение проектно-сметных работ подразумевает дополнительные траты.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждены методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» утверждены методические рекомендации, касающиеся применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, в данном документе есть ссылка на то, что до 10% от общей стоимости работ может быть расходовано на проектно-сметную документацию.

Можно ли провести ремонт существующего пандуса, который не соответствует современным требованиям в рамках этих средств?

Да, можно.

Республика Карелия

Оборудование травмобезопасным покрытием детской игровой площадки в школе для глухих и слабослышащих детей будет ли является целевым расходованием средств?

Если эта площадка используется в образовательном процессе, то да (если это создано в специализированной школе для данной категории детей и если эта площадка действительно является реабилитационным ресурсом).

Саратовская область

Обязательно ли изготовление проектов для проведения капитального ремонта в рамках программы «Доступная среда»?

Проведение капитального ремонта на средства субсидии недопустимо.

Субсидия предусмотрена на текущие ремонты и реконструкцию с целью приспособления. Это совершенно другая формулировка. В Ваших проектно-сметных и конкурсных документациях формулировки «капитальный ремонт» быть не должно.

На капитальные ремонты выдаются совершенно другие субсидии.

Республика Башкортостан

Пенсионный фонд Российской Федерации предоставил данные о числе детей-инвалидов без разбивки по возрастам. Как учитывать детей инвалидов дошкольного и школьного возрастов?

Запросить информацию с разбивкой по возрастам.

В Пенсионном фонде Российской Федерации эта информация имеется. Необходимо только сформулировать правильно запрос.

По выполнению показателя «Доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста» по данным РИК одна цифра, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации в 3 раза больше. Как выполнить показатель, если родители сами не считают нужным отдавать в сад ребенка-инвалида или предоставлять сведения об инвалидности ребенка? А показатель нами снижается в таком случае, как быть?

Минобрнауки России были направлены методические рекомендации (письмо Минобрнауки Росси от 10.03.2016 г. № ВК-450/07) о том, как произвести расчет каждого показателя.

Для того, чтобы не было разночтений по количеству детей сейчас создаются две крупные информационные системы.

Первая информационная система – «Контингент», в которую будут внесены сведения обо всех детях, которые обучаются во всех образовательных организациях.

Вторая информационная система, которая заработает с 1 января 2017 года - Федеральный реестр инвалидов.

Эти две информационные системы будут между собой пересекаться и предоставлять вам необходимую информацию. Благодаря этим информационным системам мы будем четко понимать, есть ли у ребенка статус «Инвалидность», но данной информацией без согласия родителей пользоваться будет невозможно.

После того как заработают эти две системы, все будет понятно и известно. Данные Пенсионного фонда Российской Федерации будут поступать к Вам в регионы и пересекаться с данными в образовательных организациях. Будет сразу известно, охвачены ли дети-инвалиды дошкольным образованием или нет.

То, что касается родителей, которые не хотят представлять информацию, судя по обращениям граждан, которые поступают в Минобрнауки России, информация, как раз, противоположная. Родители хотят, но когда они приходят, чтобы встать в электронную очередь или чтобы узнать, куда можно пойти или обратиться, их всяким образом от этого отговаривают, пугая тем, что никаких условий для таких детей нет и пр.

Поэтому необходимо работать с родителями и пояснять им, что их ребенку необходимо и полезно находится в дошкольной образовательной организации. Тем более что сейчас дошкольное образование – уровень общего образования. Общее образование по Конституции Российской Федерации является обязательным образованием для всех.

Республика Бурятия

Покупка ноутбуков с программным обеспечением для слабовидящего ребенка, будет ли являться специализированным оборудованием и целевым использованием денежных средств?

Да, будет.

Республика Карелия

Могут ли быть расходованы денежные средства на проведение мероприятий по благоустройству территории к объекту, касающиеся калиток, бордюров, асфальта и т.д.?

Если у Вас есть на подъезде к образовательной организации какие-либо барьеры: бордюры, трудно открываемая калитка на территорию школы и Вы провели работу по обеспечению автоматического открывания калитки либо установили кнопку звонка, для того чтобы кто-то пришел на помощь ребенку-инвалиду. Провели мероприятия по устранению барьеров на пути ребенка-инвалида, то это будет считаться целевым расходованием средств.

Если Вы планируете заасфальтировать всю территорию вокруг образовательной организации, а после утверждать, что Вы сделали это для того, чтобы ребенок-инвалид свободно передвигался, то мы не думаем, что Вы докажете, что это было целевым и эффективным расходованием денежных средств.

Владимирская область

Распространяется ли данная программа для детей с ОВЗ, не имеющих статуса ребенок-инвалид?

Целевой аудиторией программы являются инвалиды, дети-инвалиды, имеющие именно такой статус. Но когда мы говорим о создании условий для реализации адаптированных образовательных программ, то, конечно же, всеми этими условиями будут пользоваться и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Если вопрос касается детей с интеллектуальными нарушениями, то это не та категория детей, для которой за счет средств программы сейчас будут создаваться условия. Это уже другая целевая аудитория.

Республика Бурятия

Должен ли порядок доступности в образовательные организации утверждаться на региональном уровне или мы можем руководствоваться федеральным положением?

Если ваш региональный порядок предписывает какие-то более жесткие требования, превышающие требования федерального законодательства, то можно его утвердить, но в целом он не должен противоречить федеральному положению. В регионе должна быть дорожная карта по достижению показателей доступности, т.е. некие планы когда вы планируете обеспечить и прийти к 100% доступности объектов и услуг в сфере образования

Чем утверждены или в каких документах отражены условия для получения детьми-инвалидами качественного образования?

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».