Для реализации проекта выполнены следующие работы:

  • Проведен анализ системы государственной поддержки русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также поддержки русского языка в странах Балтии, позволивший выявить факторы положительного и отрицательного влияния на эффективность принимаемых мер, выделить некоторые тенденции развития функционирования русского языка в странах СНГ и Балтии (на основе сравнения статистических показателей за 2006-2007 г.г. и 2010 г.);
  • На его основе сделаны выводы и разработаны рекомендации, имеющие практическое значение для разработки предложений по формированию проекта концепции ведомственной целевой программы на 2012-2014 годы,
  • Проведен  анализ  проблемной ситуации, на решение которой направлена ВЦП; выделены три группы противоречий, позволивших сформулировать общую цель проекта и цели на стратегическом и тактическом уровне.  Проблема указывает на необходимость срочных системных мер по улучшению учебно-методической базы преподавания русского языка за рубежом с целью сохранения и укрепления позиций русского языка как языка межнационального общения, языка интеграционных процессов в СНГ.
  • Разработаны цели, задачи, результаты и другие элементы ВЦП общего характера с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ») и методических материалов Минэкономразвития России по разработке ведомственных целевых программ (в частности, разъяснений определения целевых показателей по годам и места аналитического сопровождения ВЦП в ее структуре).
  • Разработаны элементы содержания ведомственной целевой программы.

Разработанные структура и элементы содержания ведомственной целевой программы, предусматривают создание нового поколения учебников по русскому языку и литературе для общеобразовательных и высших учебных заведений стран ближнего зарубежья, развивающих интеграционные процессы с Российской Федерацией.

 

Работа была проделана в соответствии с логикой и требованиями к созданию ведомственных целевых программ и представляла собой последовательную проработку содержательных элементов структуры ВЦП на разных уровнях – от анализа ситуации и описания через характеристику и выявление существенных признаков в каждом элементе.

 

Для обсуждения вопросов разработки  ВЦП было привлечено экспертное сообщество  - эксперты в области создания авторских учебных пособий по русскому языку как иностранному, по русской литературе;  учителя-практики, имеющие опыт преподавания русского языка как неродного, как иностранного; эксперты в области лингвистики, литературоведения, занимающиеся методическими вопросами преподавания в высшей школе; преподаватели вузов по русскому языку, литературе и другим дисциплинам филологического цикла; представители заинтересованных ведомств.

 

Концепция ВЦП «вписана» в организационно-управленческий контекст решения проблемы: выделена область задач в решении проблемы, которая эффективнее всего может быть решена силами ведомства (создание и распространение учебных пособий по русскому языку и литературе  нового поколения), рассмотрены варианты решения поставленных задач разными организационными и управленческими методами, отмечено и доказано преимущество программно-целевого метода.

 

Несмотря на глубину проработки, в соответствии с требованиями Технического задания представлен Проект концепции ВЦП, есть возможность еще лучше согласовать ее с реализацией Федеральной  целевой программы «Русский язык 2011-2015», в  зависимости от реальных объемов финасирования.

 

 

Реализация ВЦП поможет в достижении тактических целей повышения престижа русского языка в мире и привлекательности высшего образования на русском языке, а также стратегической цели – сохранения и развития роли русского языка как языка интеграционных процессов на пространстве СНГ.