СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРАЕКТОРИЯ (СДПК ТРАЕКТОРИЯ)

Cвидетельство о государственной регистрации программы «Траектория» для ЭВМ №2020618480 от 29.07.2020

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ:

Система диагностики профессиональных компетенций и повышения квалификации «ТРАЕКТОРИЯ» (далее - СДПК, Система) предназначена для получения объективных данных по профессиональным компетенциям, знаниям и навыкам педагогов (основной и средней школы), позволяющих сформировать и реализовать для них индивидуальные образовательные траектории в субъектах Российской Федерации/муниципалитете/образовательном учреждении, а также получить аналитическую информацию для руководителей и специалистов системы образования.

Формирование индивидуальных траекторий (программ) обучения для педагогов осуществляется на основе первичной диагностики ключевых компетенций педагогов (педагогических, предметных, коммуникативных, в области информационных технологий и т.д.).

Блок диагностики профессиональных компетенций педагогов обеспечивает:
− возможность внесения новых тестовых заданий разного типа (минимум на соотнесение, на выбор нескольких правильных ответов, на выбор одного правильного ответа, открытый ответ, таблицы соответствий);
− возможность применения тестовых заданий разного типа (минимум на соотнесение, на выбор нескольких правильных ответов, на выбор одного правильного ответа, открытый ответ, таблицы соответствий);
− сравнимость результатов тестирования по разным тестам между собой, для чего максимальное возможное значение баллов или процентов по каждому тесту одинаково для всех тестов;
− возможность хранения профилей и сбор аналитической информации для не менее 10 000 пользователей;
− возможность сбора и консолидации результатов тестирования, а также возможность просмотра собранной информации по тестированию в режиме реального времени, включая данные по количеству участников тестирования и уровню владения проверяемыми компетенциями в разных срезах (по учителям, по школам, по региону в целом, по всем или отдельным учебным дисциплинам, по которым проводится тестирование);
− функциональность, позволяющую автоматически формировать ИОМ на основании результатов анкетирования и задаваемых пользователями целей, ограничений для каждого педагога в отдельности (индивидуально подобранный на основе результатов тестирования список рекомендованных курсов или тем для дальнейшего изучения должен отображаться в личном кабинете каждого пользователя);
− открытый API;
− функционал пользователя, в соответствии с выбранной ролевой моделью:
для руководителя:
− доступ к аналитической панели с данными по результатам диагностики как в обобщенном виде, так и с возможностью детализации до района, школы и конкретного педагога, рейтингам по районам, школам, педагогам;
− система фильтров.
− выгрузка результатов диагностики в xls-формате;
− принудительное назначение курсов педагогам, прошедшим диагностику;
для педагога:
− тестирование в онлайн-формате (доступ к сервисам Продукта осуществляется через веб-интерфейс) на персональном компьютере или мобильном устройстве педагога с автоматизированным расчетом результата в режиме реального времени сразу по завершении теста;
− доступ к Продукту с персональных компьютеров под управлением операционных систем Windows 7 (и выше) или MacOs X Lion (и выше) или Ubuntu (12 и выше) с использованием любого веб-браузера, поддерживающего ECMAScript 5 (за исключением IE8 и ниже);
− онлайн-тестирование при скорости Интернет-соединения не ниже 512 Kbit/s;
− ограничение по количеству прохождения каждого теста педагогом (однократно);
− ограничение по времени прохождения каждого теста педагогом;
− выбор тестов из полного каталога тестов должен осуществляться непосредственно каждым педагогом;
− доступ к своим персональным результатам тестирования (через личный кабинет или подобное веб-пространство).

На основании выявленных в результате диагностики дефицитов педагогам рекомендуются учебные модульные курсы, работающие на устранение дефицитов и упакованные в единую (индивидуальную для каждого педагога) траекторию (программу) обучения.

По результатам обучения рекомендуется проведение заключительной диагностики, что позволяет после сопоставления результатов первичной и заключительной диагностики провести оценку эффективности обучения.

Решение также представляет аналитическую информацию для руководителей и специалистов системы образования, руководителей и специалистов системы повышения квалификации и образовательных учреждений в части результатов диагностики и проведения обучения в различных «срезах» для поддержки и принятия управленческих решений.

Решение обеспечивает механизм регистрации/входа в Систему пользователей и дальнейшее проведение тестирования профессиональных компетенций педагогов-предметников основной и средней школы (5-11 класс) и/или регистрацию через окно входа по прямой ссылке.

Для регистрации обеспечены:

− возможность выбора педагогом в анкете (профиле) в личном кабинете своей профильной учебной дисциплины из следующего списка:
o русский язык;
o литература;
o математика;
o история;
o обществознание;
o химия;
o география;
o биология;
o информатика;
o физика;
o технология;
o английский язык;
o ОБЖ.
− возможность выбора педагогом в анкете (профиле) в личном кабинете муниципалитета/населенного пункта, наименования образовательной организации. В решение загружены готовые тесты для проведения тестирования профессиональных компетенций педагогов-предметников основной и средней школы (5-11 класс).

Тесты для проведения тестирования профессиональных компетенций педагогов-предметников основной и средней школы (5-11 класс) соответствуют следующим требованиям:
− позволяют оценивать уровень владения компетенциями, знаниями и навыками педагогов основной и средней школы (5-11 класс) по четырем составляющим:
o предметная (знание ключевых тем преподаваемой учебной дисциплины);
o методическая (владение методикой и ключевыми подходами, методами подготовки, проведения, оценки и подведения итогов учебного занятия);
o психолого-педагогическая (знание об особенностях учебно-познавательной деятельности и о специфике усвоения учебного материала учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками и умение применять эти знания на практике);
o коммуникативная (знания о закономерностях общения, об особенностях коммуникативной деятельности группы и отдельных ее членов, об особенностях взаимоотношений педагога с классом и родителями и умение применять эти знания на практике).
− предметные компетенции педагогов проверяются в отдельных тестах (длительностью не менее 45 и не более 90 минут, с количеством вопросов не менее 15) по следующим учебным дисциплинам:
o русский язык;
o литература;
o математика;
o история;
o обществознание;
o химия;
o география;
o биология;
o информатика;
o физика;
o технология;
o английский язык;
o ОБЖ.
− методические компетенции педагогов проверяются в отдельных тестах
(ограничение по времени прохождения – длительность не менее 90 и не более 150 минут,
количество вопросов – не менее 20), учитывающих предметный контекст учебного занятия по
перечисленным выше учебным дисциплинам;
− психолого-педагогические компетенции и коммуникативные компетенции
педагогов проверяются в одном тесте (ограничение по времени прохождения – общая
длительность не менее 75 и не более 120 минут), общее количество вопросов – не менее 30;
− тесты состоят из заданий разного типа (минимум на соотнесение, на выбор
нескольких правильных ответов, на выбор одного правильного ответа, открытый ответ,
таблицы соответствий с выбором из списка, таблицы соответствий с возможностью указания
для каждой формулировки соответствующей колонки с верным атрибутом)
Содержание и основные характеристики диагностических материалов учитывают
деятельностный (диагностика способности педагога применять профессиональные знания и
умения в деятельности, в решении конкретных педагогических ситуаций) и когнитивноориентированный (умение работать с профессиональной предметной информацией и знание
ключевых областей) подходы и положения следующих нормативных документов:
− Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287);
− Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413);
− приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»;
− другие документы, регламентирующие стандарты преподавания отдельных дисциплин

Модель обработки результатов тестов и получения оценки позволяет выполнить расчет результата:
- ответа на вопрос с выбором единственного правильного ответа;
- ответа на вопрос с выбором нескольких правильных ответов;
- простого соотнесения с выбором верного варианта ответа из выпадающего списка
ответов;
- соотнесения с выбором нескольких ответов в строке.
Расчет результата ответа на вопрос с выбором единственного правильного ответа
осуществляется следующим образом:
• 0% (выбран неверный ответ) или
• 100% (выбран верный ответ)

Расчет результата ответа на вопрос с выбором нескольких правильных ответов осуществляется следующим образом:
При расчете результата ответа на вопрос с выбором нескольких вариантов ответов используется градуированный подход, учитывающий на сколько подвопросов был дан верный и на сколько ― неверный ответ, дополнительно применяется понижающий коэффициент (вычитание процентных пунктов) за выбор вместе с верными неверных ответов (дистракторов).

Частными случаями являются:
• 0% (ни один верный ответ не выбран) или
• 100% (выбраны все верные ответы)
В остальных случаях результат равен B% и рассчитывается по следующей схеме:
а. Расчет баллов к начислению за ответ (за верно выбранные чек-боксы).
1) 100% / N всего верных ответов (по эталонному ответу) = X% (за один верный ответ)
2) X * N1 выбранных верных ответов пользователем = А% (балы к начислению за ответ на вопрос)
б. Расчет баллов к вычету.
1) Если выбрано 0 верных ответов, то Общий результат по вопросу 0%.
2) Если выбран хоть один верный ответ, то считаем так:
3) X% (за один верный ответ в вопросе – см.действие а1) / Z всего неверных
дистракторов (по эталонному ответу)= Y% (на вычет за выбор одного неверного дистрактора)
4) Y% * Z (выбранных пользователем неверных дистракторов) = K% (к вычету за
неверно выбранные ответы из результата А, полученного в действии а2).
5) в. Расчет финального результата за вопрос теста
6) B% (финальный результат) = А% (баллы к начислению) – К% процентов (баллы к вычету)

Расчет результата ответа на вопрос с выбором единственного правильного ответа осуществляется следующим образом:
• 0% (введен неверный ответ) или
• 100% (введен верный ответ)
Простое соотнесение с выбором верного варианта ответа из выпадающего списка ответов осуществляется следующим образом:
Расчет результата ответа на такой вопрос осуществляется следующим образом:
1) Сначала каждая строка оценивается отдельно:
• 0% (выбран неверный ответ в выпадающем списке ответов) или
• 100% (выбран верный ответ в списке)
2) Далее рассчитывается среднее арифметическое по всем строкам.

Соотнесение с выбором одного ответа в строке
Расчет результата ответа на такой вопрос осуществляется следующим образом:
1) Сначала каждая строка оценивается отдельно:
• 0% (отмечена неверная колонка в таблице) или
• 100% (отмечена верная колонка в таблице)
2) Далее рассчитывается среднее арифметическое по всем строкам.

Соотнесение с выбором нескольких ответов в строке должно осуществляется следующим образом:
Расчет результата ответа на такой вопрос осуществляется следующим образом:
1) Сначала каждая строка оценивается отдельно (аналогично вопросу с выбором нескольких правильных ответов, но без вычета дистракторов):
• 0% (не выбрано ни одной верной колонки в таблице для данной строки) или
• 100% (выбраны все верные колонки в таблице для данной строки)
• в остальных случаях результат равен А%, его расчет идет по следующей схеме:
˗ 100% / N всего верных ответов (по эталонному ответу) = X% (за один верный ответ)
˗ X * N1 выбранных верных ответов пользователем = А% (баллы к начислению за ответ по данной строке)
2) Далее рассчитывается среднее арифметическое по всем строкам.

Соотнесение с выбором варианта ответа из выпадающего списка
Расчет результата ответа на такой вопрос осуществляется следующим образом:
1) Сначала каждая строка оценивается отдельно:
• 0% (отмечена неверная колонка в таблице) или
• 100% (отмечена верная колонка в таблице)
2) Далее рассчитывается среднее арифметическое по всем строкам.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Диагностика компетенций:

Диагностика проводится по одной или нескольким составляющим (методической, предметной, психолого-педагогической, коммуникативной, педагогического осознанного применения ИТ и т.д.) в формате компьютерного тестирования в понятном учителю предметном контексте (в основе лежит модель конструирования урока, его проведения и подведения итогов занятия).

Диагностическая работа по каждой составляющей состоит из нескольких десятков (как правило, 25-35) заданий разного типа: на соотнесение, на выбор нескольких правильных ответов, на выбор одного правильного ответа и других, в том числе более сложных, заданий.

Каждый блок диагностики ограничен по времени (на выполнение теста по каждой составляющей отводится от 45 до 120 минут), результат диагностики рассчитывается и представляется педагогу автоматически сразу после завершения теста. Имеется возможность детализированного разбора диагностического материала, из которого складывается рекомендуемая программа обучения.

Результаты диагностики доступны каждому педагогу в личном кабинете с рекомендациями по устранению выявленных по результатам диагностики профессиональных дефицитов: по тем компетенциям, уровень владения которыми недостаточен, педагогу автоматически предлагаются курсы для дальнейшего изучения — формируется индивидуальная траектория (программа) обучения.

Педагог может принять предложенную программу обучения и записаться на рекомендуемые курсы или скорректировать ее, добавив курсы из каталога курсов (каталог курса создается пользователем системы или может быть приобретен дополнительно) и/или отказавшись от записи на какие-то из рекомендованных курсов. (Исключение составляюткурсы, назначенные руководством, — они обладают статусом обязательных для похождения, и от них нельзя отказаться.)

Обучение:

В состав решения интегрирована многофункциональная платформа онлайн - обучения "Универсариум", позволяющая педагогам в рамках сформированных индивидуальных образовательных траекторий обеспечить полноценное прохождение обучения как в онлайн формате (видеолекции, вебинары и семинары, групповая и самостоятельная работа, выполнение заданий и тестов, консультации с преподавателями), так и в формате смешанного обучения с привлечением региональных институтов развития образования и иных образовательных организаций с фиксацией результатов обучения в единой системе.

Обучение может проводиться как в индивидуальном формате и по индивидуальному графику (в случае полностью автономных курсов), так и по заранее сформированному расписанию для групп (синхронность обучения пользователей необходима, в случае если курс предполагает своевременную проверку загруженных самостоятельных работ педагогов, организацию групповой работы, проведение преподавателями курсов вебинаров и онлайн консультаций).

Модульные учебные курсы предоставляются для единой библиотеки Системы ведущими педагогическими вузами, институтами развития образования и образовательными организациями федерального и регионального уровня.

Отслеживание прогресса:

В своем личном кабинете СДПК педагог отслеживает историю результатов диагностики и видит полную информация о статусе обучения.

После прохождения (полностью или частично) индивидуальной образовательной траектории (программы обучения) педагог может повторно провести оценку своих профессиональных компетенций и при необходимости скорректировать образовательную программу и/или получить сертификат.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ:

Анализ результатов диагностики:

Пользователь СДПК с ролью "Руководитель" (это могут быть: руководители или ответственные сотрудники регионального/муниципального органа управления образованием, регионального института развития образования или образовательного учреждения) имеет доступ к Аналитической панели руководителя, где представлены сводные результаты диагностики по региону/муниципалитету/образовательному учреждению (в зависимости от уровня доступа) с возможностью детализации информации (от уровня региона до уровня каждого педагога) и обеспечения выборки информации по различным критериям с помощью системы верхних фильтров.

В Аналитической панели руководитель регионального уровня может просматривать рейтинги районов, муниципалитетов, образовательных учреждений региона по различным параметрам (по совокупным результатам/по какой-то отдельной составляющей диагностики/по предметам и т.д.) — в различном формате: в виде графов, табличном виде или в виде геоинформационных данных (на карте региона).

Данные можно анализировать в различных разрезах и проводить сравнение как между отдельными единицами (районами/муниципалитетами/ образовательными учреждениями/педагогами), так и делать выборку по этапам диагностики и временным периодам.

Помимо этого, доступны рейтинг компетенций по различным составляющим, наглядно показывающие уровень владения теми или иными компетенциями и выявляющие как проблемные зоны в регионе, так и, наоборот, сильные стороны подготовки учителей.

Данные могут быть представлены в различных форматах и могут быть экспортированы во внешние информационные системы и сервисы.педагогов дополнительные курсы для обязательного прохождения.

Оценка эффективности обучения:

Руководитель может оценить эффективность обучения либо проанализировав результаты обучения педагогов на курсах (все курсы содержат встроенные контрольноизмерительные материалы), либо назначив повторную диагностику (с новыми вариантами заданий) и затем используя функциональные возможности системы по сравнению результатов начальной и последующей «волн» диагностики, позволяющие сформировать необходимые управленческие решения.

Режим сравнения результатов диагностики позволяет сравнивать различные массивы диагностических данных (не только одинаковую выборку в разные периоды времени, но и разные выборки в одну волну диагностики — например, в рамках одной «волны» диагностики можно сравнить владение методическими компетенциями у учителей, ведущих разные предметы, или работающих в разных школах/муниципалитетах и т.д.).

Сравнительные данные выводятся не только в табличном виде, но и на карте (в случае если сравнение идет по геопризнаку).

Таким образом, настраиваемое многофункциональное комплексное решение СДПК помогает регионам в решении стоящих перед ним задач в части роста эффективности функционирования системы повышения квалификации педагогов региона

Описание функциональных характеристик программного обеспечения в формате PDF