Программа мероприятия

Программа проведения мероприятий в Республике Узбекистан:

Площадка проведения мероприятий: Термезский Государственный университет, Респ. Узбекистан, г. Термез, ул. Файзуллы Ходжаева, 43

Сроки проведения: 22-23 декабря 2023г.

Организаторы: Министерство просвещения Российской Федерации, ООО «Оценка качества образования» (г. Москва, Россия; http://www.edu-oko.ru)

Состав участников мероприятия: ученые, педагоги, научные сотрудники, обучающие русскому языку и осуществляющие образовательную деятельность на русском языке для иностранных граждан, сотрудники центров открытого образования, а также представители общественности, изучающие русский язык и семьи соотечественников, проживающих в странах проведения мероприятий.

22 декабря

Время

Событийный ряд мероприятий

Перечень и описание докладчиков

№ ауд.

Очное участие

Дистанционное подключение

Ауд.

08.30 – 09.00

Регистрация участников

09.00 – 09.10

Открытие мероприятия, представление участников

09.10 – 10.40

 

Методический семинар. «Интерактивные методы в процессе обучения русскому языку как иностранному».

На семинаре участники познакомятся с различными интерактивными методами, такими как ролевые игры, обучение через игры, дискуссии и групповые проекты, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Узнают, как современные технологии и цифровые ресурсы могут быть интегрированы в процесс обучения РКИ для создания интерактивных и привлекательных уроков. Гости семинара получат практические советы и рекомендации по внедрению интерактивных методов в своих уроках РКИ. Семинар призван помочь педагогам и преподавателям РКИ улучшить качество своих уроков и сделать обучение русскому языку как иностранному более интересным и доступным для их учащихся.

 

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева»,

методист-мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.1

09.10 – 10.40

 

Интерактивная лекция. «Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного/неродного. Инновационные технологии в преподавании РКИ».

Зачем нужны новые способы преподавания? Преимущества современных педагогических методов и технологий. Как и когда грамотно включить их в занятие? Как работает коммуникативный метод в преподавании РКИ? Во время мероприятия участники познакомятся с разными приёмами и попробуют воспроизвести некоторые из них.

Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного факультета Государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы русского языка в мире».

 

Ауд.2.

10.40.- 10.50

Перерыв

10.50 – 11.50

Мастер-класс. «Как формировать универсальные компетенции на уроках русского языка?»

На мероприятии спикер продемонстрирует практические приёмы из своего опыта, которые способствуют развитию умения говорить на русском языке одновременно с формированием ряда универсальных учебных компетенций - умение учиться самостоятельно, искать и анализировать информацию, работать в команде и многое другое.

 

Филиппова Варвара Михайловна,

канд. педагогич. наук и.о. заведующего кафедрой стажировки зарубежных специалистов института русского языка им. Пушкина

Ауд.1

Ауд.2

11.50 – 13.00

Перерыв на обед

13.00 – 14.20

 

Методический семинар. «Интерактивные методы в процессе обучения русскому языку как иностранному».

На семинаре участники познакомятся с различными интерактивными методами, такими как ролевые игры, обучение через игры, дискуссии и групповые проекты, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Узнают, как современные технологии и цифровые ресурсы могут быть интегрированы в процесс обучения РКИ для создания интерактивных и привлекательных уроков. Гости семинара получат практические советы и рекомендации по внедрению интерактивных методов в своих уроках РКИ. Семинар призван помочь педагогам и преподавателям РКИ улучшить качество своих уроков и сделать обучение русскому языку как иностранному более интересным и доступным для их учащихся.

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева»,

методист-мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.2

13.00 – 14.20

 

Интерактивная лекция. «Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного/неродного. Инновационные технологии в преподавании РКИ».

Зачем нужны новые способы преподавания? Преимущества современных педагогических методов и технологий. Как и когда грамотно включить их в занятие? Как работает коммуникативный метод в преподавании РКИ? Во время мероприятия участники познакомятся с разными приёмами и попробуют воспроизвести некоторые из них.

Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного факультета Государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы русского языка в мире».

 

Ауд.1

14.20 – 14.30

Перерыв

14.30 – 15.20

Учебная лаборатория. «Как учить детей учиться на уроках русского и литературы?»

Как заинтересовать учеников на занятиях русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации. Как сформировать положительную мотивацию? Ответы на все эти вопросы участники смогут услышать в рамках данной учебной лаборатории.

 

Рябова Евгения Александровна, преподаватель кафедры стажировки зарубежных специалистов государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина

Ауд.1

Ауд.2

15.20 – 15.30

Перерыв

15.30 – 17.00

 

Методический семинар. «Современные подходы к методике преподавания русской литературы».

В чем особенности преподавания русской литературы в аудитории, где русский не является родным?  Как сделать урок не только полезным, но и интересным для детей? На что обратить внимание, чтобы дети на всех этапах урока были включены? Все эти вопросы участники смогут обсудить на этом семинаре.

 

Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного факультета Государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы русского языка в мире».

 

Ауд.1.

15.30 – 17.00

Семинар-практикум. «Использование цифровых технологий на уроках: за и против»

На мероприятии участники рассмотрят преимущества и недостатки использования ИКТ в процессе преподавания РКИ, познакомятся с дидактическими свойствами ИКТ и обсудят методы интеграции цифровых технологий в учебный процесс. А также могут высказать свою точку зрения по заявленной теме.

 

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева»,

методист-мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.2.

17.0017.30

Подведение итогов

23 декабря

08.30 – 09.00

Регистрация участников

09.00 – 09.10

Открытие мероприятия, представление участников

 

09.10 – 10.40

 

Семинар-практикум. «Использование цифровых технологий на уроках: за и против»

На мероприятии участники рассмотрят преимущества и недостатки использования ИКТ в процессе преподавания РКИ, познакомятся с дидактическими свойствами ИКТ и обсудят методы интеграции цифровых технологий в учебный процесс. А также могут высказать свою точку зрения по заявленной теме.

 

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.1

09.10 – 10.40

Методический семинар. «Современные подходы к методике преподавания русской литературы».

В чем особенности преподавания русской литературы в аудитории, где русский не является родным?  Как сделать урок не только полезным, но и интересным для детей? На что обратить внимание, чтобы дети на всех этапах урока были включены? Все эти вопросы участники смогут обсудить на этом семинаре.

 

Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного факультета Государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы русского языка в мире».

 

Ауд.2

10.40 – 10.50

Перерыв

 

10.50 – 11.50

Экскурс в современный мир театра и кино. «Актуальное синтетическое искусство в России: форматы бытования и особенности филологического изучения»

На встрече речь пойдёт о специфике научного осмысления современных российских театра и кино. Через отдельные, но симптоматичные примеры попробуем аналитически описать и оценить такие формы актуального театра, как вербатим, театр иммерсивный, театр инклюзивный, театр документальный, театр-квест, театр-променад, рок-театр…

Есть ли место филологу в исследовательском обращении к таким новым форматам и могут ли филологи использовать примеры такого рода в своих штудиях?

 

Доманский Юрий Викторович, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Ауд.1

Ауд.2

11.50 – 13.00

Перерыв на обед

 

13.00 – 13.30

Круглый стол. «Информационно-коммуникативные технологии на уроках? - Да! Но как?»

На мероприятии участники познакомятся с дидактическими принципами цифрового образовательного процесса, обсудят возможности использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях, а также поделятся своим опытом.

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.1

 

13.30 – 14.30

Мастер-класс. «Применение цифровых инструментов при подготовке к занятиям РКИ»

Мастер-класс призван помочь преподавателям РКИ совершенствовать свои навыки с использованием цифровых ресурсов и инструментов, чтобы сделать обучение более интересным и эффективным для студентов.

Участникам будут показы онлайн-инструменты, такие как Quizlet, LearningApps, Wordwall, Etherpad, Screencast-O-Matic, Padlet, ClassroomScreen, которые помогут улучшить эффективность и качество подготовки и проведения уроков РКИ.

В заключении участники мастер-класса выберут подходящие их целевой группе цифровые инструменты и создадут интерактивные материалы для своих уроков, тем самым получат практические навыки использования цифровых сервисов для обучения РКИ.

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.1

 

13.00 – 14.30

Мастер-класс «Художественная литература и культура России на уроке русского языка как иностранного / неродного»

Достаточно ли   владеть только коммуникативной компетенцией для полноценного общения в ситуации поликультурного контекста? На лекции участники обсудят важность формирования у учащихся социокультурной и культурологической компетенций, разберут некоторые методические приёмы и создадут свои проекты на примере урока «Русская культура: литература, искусство, музыка, балет».

 

Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного факультета Государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы русского языка в мире»

 

Ауд.2

 

14.30 – 14.40

Перерыв

 

14.40 – 15.30

 

 

Семинар-практикум: «Приемы обучения старшеклассников анализу лирики. Филологический анализ лирического стихотворения»

Участники познакомятся с основными видами и приемами анализа художественного текста, констатируют основные составляющие филологического анализа лирического произведения в школе. На конкретных произведениях авторов, изучаемых в старших классах, синтезируют данные филологического анализа, установят взаимосвязь формы и содержания литературного произведения, рассматриваемого в культурно-историческом контексте эпохи.

 

Налдеева Ольга Ивановна, заведующая кафедрой родного языка и литературы, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

им. М. Е. Евсевьева»

Ауд.1

Ауд.2

15.30 – 15.40

Перерыв

 

15.40 – 17.00

Мастер-класс «Художественная литература и культура России на уроке русского языка как иностранного / неродного»

Достаточно ли   владеть только коммуникативной компетенцией для полноценного общения в ситуации поликультурного контекста? На лекции участники обсудят важность формирования у учащихся социокультурной и культурологической компетенций, разберут некоторые методические приёмы и создадут свои проекты на примере урока «Русская культура: литература, искусство, музыка, балет».

Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного факультета Государственного института русского языка

им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы русского языка в мире»

 

Ауд.1

15.40 – 17.00

Мастер-класс. «Применение цифровых инструментов при подготовке к занятиям РКИ»

Мастер-класс призван помочь преподавателям РКИ совершенствовать свои навыки с использованием цифровых ресурсов и инструментов, чтобы сделать обучение более интересным и эффективным для студентов.

Участникам будут показы онлайн-инструменты, такие как Quizlet, LearningApps, Wordwall, Etherpad, Screencast-O-Matic, Padlet, ClassroomScreen, которые помогут улучшить эффективность и качество подготовки и проведения уроков РКИ.

В заключении участники мастер-класса выберут подходящие их целевой группе цифровые инструменты и создадут интерактивные материалы для своих уроков, тем самым получат практические навыки использования цифровых сервисов для обучения РКИ.

Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве

 

Ауд.2

17.00 -

17.20

Подведение итогов. Закрытие мероприятия