Программа мероприятия
Программа проведения мероприятий в Республике Узбекистан:
Площадка проведения мероприятий: Термезский Государственный университет, Респ. Узбекистан, г. Термез, ул. Файзуллы Ходжаева, 43
Сроки проведения: 22-23 декабря 2023г.
Организаторы: Министерство просвещения Российской Федерации, ООО «Оценка качества образования» (г. Москва, Россия; http://www.edu-oko.ru)
Состав участников мероприятия: ученые, педагоги, научные сотрудники, обучающие русскому языку и осуществляющие образовательную деятельность на русском языке для иностранных граждан, сотрудники центров открытого образования, а также представители общественности, изучающие русский язык и семьи соотечественников, проживающих в странах проведения мероприятий.
22 декабря |
||||
Время |
Событийный ряд мероприятий |
Перечень и описание докладчиков |
№ ауд. |
|
Очное участие |
Дистанционное подключение |
Ауд. |
||
08.30 – 09.00 |
Регистрация участников |
|||
09.00 – 09.10 |
Открытие
мероприятия, представление участников |
|||
09.10 – 10.40
|
Методический семинар. «Интерактивные методы в процессе
обучения русскому языку как иностранному». На семинаре участники познакомятся
с различными интерактивными методами, такими как ролевые игры, обучение через
игры, дискуссии и групповые проекты, которые делают процесс обучения более
увлекательным и эффективным. Узнают, как современные технологии и цифровые
ресурсы могут быть интегрированы в процесс обучения РКИ для создания
интерактивных и привлекательных уроков. Гости семинара получат практические
советы и рекомендации по внедрению интерактивных методов в своих уроках РКИ.
Семинар призван помочь педагогам и преподавателям РКИ улучшить качество своих
уроков и сделать обучение русскому языку как иностранному более интересным и
доступным для их учащихся.
|
Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии,
кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им
Н.П. Огарева», методист-мультипликатор Гёте-института
в Москве |
|
Ауд.1 |
09.10 – 10.40
|
Интерактивная лекция. «Современные подходы к методике преподавания
русского языка как иностранного/неродного. Инновационные технологии в
преподавании РКИ». Зачем нужны новые
способы преподавания? Преимущества современных педагогических методов и
технологий. Как и когда грамотно включить их в занятие? Как работает
коммуникативный метод в преподавании РКИ? Во время мероприятия участники
познакомятся с разными приёмами и попробуют воспроизвести некоторые из них. |
Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель подготовительного
факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы
русского языка в мире». |
|
Ауд.2. |
10.40.- 10.50 |
Перерыв |
|||
10.50 – 11.50 |
Мастер-класс. «Как формировать универсальные компетенции на
уроках русского языка?» На мероприятии спикер
продемонстрирует практические приёмы из своего опыта, которые способствуют
развитию умения говорить на русском языке одновременно с формированием ряда
универсальных учебных компетенций - умение учиться самостоятельно, искать и
анализировать информацию, работать в команде и многое другое. |
|
Филиппова Варвара
Михайловна, канд.
педагогич. наук и.о. заведующего кафедрой стажировки зарубежных специалистов
института русского языка им. Пушкина |
Ауд.1 Ауд.2 |
11.50 – 13.00 |
Перерыв на обед |
|||
13.00 – 14.20
|
Методический семинар. «Интерактивные методы в процессе
обучения русскому языку как иностранному». На семинаре участники познакомятся
с различными интерактивными методами, такими как ролевые игры, обучение через
игры, дискуссии и групповые проекты, которые делают процесс обучения более
увлекательным и эффективным. Узнают, как современные технологии и цифровые
ресурсы могут быть интегрированы в процесс обучения РКИ для создания
интерактивных и привлекательных уроков. Гости семинара получат практические
советы и рекомендации по внедрению интерактивных методов в своих уроках РКИ.
Семинар призван помочь педагогам и преподавателям РКИ улучшить качество своих
уроков и сделать обучение русскому языку как иностранному более интересным и
доступным для их учащихся. |
Пахмутова Елена Даниловна, доцент кафедры немецкой филологии,
кандидат педагогических наук факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им
Н.П. Огарева», методист-мультипликатор Гёте-института
в Москве |
|
Ауд.2 |
13.00 – 14.20
|
Интерактивная лекция. «Современные подходы к методике преподавания
русского языка как иностранного/неродного. Инновационные технологии в
преподавании РКИ». Зачем нужны
новые способы преподавания? Преимущества современных педагогических методов и
технологий. Как и когда грамотно включить их в занятие? Как работает
коммуникативный метод в преподавании РКИ? Во время мероприятия участники
познакомятся с разными приёмами и попробуют воспроизвести некоторые из них. |
Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель
подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, методист программы
«Послы русского языка в мире». |
|
Ауд.1 |
14.20 – 14.30 |
Перерыв |
|||
14.30 – 15.20 |
Учебная лаборатория. «Как
учить детей учиться на уроках русского и литературы?» Как
заинтересовать учеников на занятиях русского языка и литературы?
Педагогические приемы положительной мотивации. Как сформировать положительную
мотивацию? Ответы на все эти вопросы участники смогут услышать в рамках
данной учебной лаборатории. |
|
Рябова Евгения Александровна, преподаватель кафедры стажировки
зарубежных специалистов государственного института русского языка им. А.С. Пушкина |
Ауд.1 Ауд.2 |
15.20 – 15.30 |
Перерыв |
|||
15.30 – 17.00
|
Методический семинар. «Современные
подходы к методике преподавания русской
литературы». В
чем особенности преподавания русской литературы в аудитории, где русский не
является родным? Как сделать
урок не только полезным, но и интересным для детей? На что обратить внимание,
чтобы дети на всех этапах урока были включены? Все эти вопросы участники
смогут обсудить на этом семинаре.
|
Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель
подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы
русского языка в мире». |
|
Ауд.1. |
15.30 – 17.00 |
Семинар-практикум. «Использование цифровых технологий на
уроках: за и против» На мероприятии участники
рассмотрят преимущества и недостатки использования ИКТ в процессе
преподавания РКИ, познакомятся с дидактическими свойствами ИКТ и обсудят
методы интеграции цифровых технологий в учебный процесс. А также могут
высказать свою точку зрения по заявленной теме.
|
Пахмутова
Елена Даниловна, доцент кафедры
немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета иностранных
языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева», методист-мультипликатор Гёте-института в Москве |
|
Ауд.2. |
17.00 – 17.30 |
Подведение итогов |
|||
23
декабря |
||||
08.30 – 09.00 |
Регистрация участников |
|||
09.00 – 09.10 |
Открытие
мероприятия, представление участников |
|
||
09.10 – 10.40
|
Семинар-практикум. «Использование цифровых технологий на
уроках: за и против» На мероприятии участники
рассмотрят преимущества и недостатки использования ИКТ в процессе
преподавания РКИ, познакомятся с дидактическими свойствами ИКТ и обсудят
методы интеграции цифровых технологий в учебный процесс. А также могут
высказать свою точку зрения по заявленной теме.
|
Пахмутова Елена Даниловна,
доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета
иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарева».
Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве |
|
Ауд.1 |
09.10 – 10.40 |
Методический семинар. «Современные
подходы к методике преподавания русской
литературы». В
чем особенности преподавания русской литературы в аудитории, где русский не
является родным? Как сделать урок
не только полезным, но и интересным для детей? На что обратить внимание,
чтобы дети на всех этапах урока были включены? Все эти вопросы участники
смогут обсудить на этом семинаре.
|
Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель
подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы
русского языка в мире». |
|
Ауд.2 |
10.40 – 10.50 |
Перерыв |
|
||
10.50 – 11.50 |
Экскурс в современный мир театра и кино. «Актуальное
синтетическое искусство в России: форматы бытования и особенности
филологического изучения» На встрече речь пойдёт о специфике
научного осмысления современных российских театра и кино. Через отдельные, но
симптоматичные примеры попробуем аналитически описать и оценить такие формы
актуального театра, как вербатим, театр иммерсивный, театр инклюзивный, театр
документальный, театр-квест, театр-променад, рок-театр… Есть ли место филологу в
исследовательском обращении к таким новым форматам и могут ли филологи
использовать примеры такого рода в своих штудиях? |
|
Доманский Юрий Викторович, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и
исторической поэтики Института филологии и истории ФГБОУ ВО «Российский
государственный гуманитарный университет» |
Ауд.1 Ауд.2 |
11.50 – 13.00 |
Перерыв
на обед |
|
||
13.00 – 13.30 |
Круглый
стол. «Информационно-коммуникативные технологии на уроках? - Да! Но как?» На мероприятии участники познакомятся с
дидактическими принципами цифрового образовательного процесса, обсудят
возможности использования информационно-коммуникативных технологий на
занятиях, а также поделятся своим опытом. |
Пахмутова Елена Даниловна,
доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета
иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П.
Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве |
|
Ауд.1
|
13.30 – 14.30 |
Мастер-класс. «Применение
цифровых инструментов при подготовке к занятиям РКИ» Мастер-класс призван помочь преподавателям РКИ
совершенствовать свои навыки с использованием цифровых ресурсов и инструментов,
чтобы сделать обучение более интересным и эффективным для студентов. Участникам будут показы онлайн-инструменты, такие
как Quizlet, LearningApps, Wordwall, Etherpad, Screencast-O-Matic, Padlet,
ClassroomScreen, которые помогут улучшить эффективность и качество подготовки
и проведения уроков РКИ. В заключении участники мастер-класса выберут
подходящие их целевой группе цифровые инструменты и создадут интерактивные
материалы для своих уроков, тем самым получат практические навыки
использования цифровых сервисов для обучения РКИ. |
Пахмутова Елена Даниловна,
доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета
иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П.
Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве |
|
Ауд.1
|
13.00 – 14.30 |
Мастер-класс «Художественная литература и культура
России на уроке русского языка как иностранного / неродного» Достаточно
ли владеть только коммуникативной
компетенцией для полноценного общения в ситуации поликультурного контекста?
На лекции участники обсудят важность формирования у учащихся социокультурной
и культурологической компетенций, разберут некоторые методические приёмы и
создадут свои проекты на примере урока «Русская культура: литература,
искусство, музыка, балет».
|
Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель
подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы
русского языка в мире» |
|
Ауд.2
|
14.30 – 14.40 |
Перерыв |
|
||
14.40 – 15.30
|
Семинар-практикум: «Приемы
обучения старшеклассников анализу лирики. Филологический анализ лирического
стихотворения» Участники
познакомятся с основными видами и приемами анализа художественного текста,
констатируют основные составляющие филологического анализа лирического
произведения в школе. На конкретных произведениях авторов, изучаемых в
старших классах, синтезируют данные филологического анализа, установят
взаимосвязь формы и содержания литературного произведения, рассматриваемого в
культурно-историческом контексте эпохи. |
|
Налдеева
Ольга Ивановна, заведующая кафедрой родного языка и литературы, доктор
филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Мордовский государственный
педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» |
Ауд.1 Ауд.2 |
15.30 – 15.40 |
Перерыв |
|
||
15.40 – 17.00 |
Мастер-класс «Художественная литература и культура
России на уроке русского языка как иностранного / неродного» Достаточно
ли владеть только коммуникативной
компетенцией для полноценного общения в ситуации поликультурного контекста?
На лекции участники обсудят важность формирования у учащихся социокультурной
и культурологической компетенций, разберут некоторые методические приёмы и
создадут свои проекты на примере урока «Русская культура: литература,
искусство, музыка, балет». |
Белихина Елена Николаевна, старший преподаватель
подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, методист программы «Послы
русского языка в мире» |
|
Ауд.1 |
15.40 – 17.00 |
Мастер-класс. «Применение
цифровых инструментов при подготовке к занятиям РКИ» Мастер-класс призван помочь преподавателям РКИ
совершенствовать свои навыки с использованием цифровых ресурсов и
инструментов, чтобы сделать обучение более интересным и эффективным для
студентов. Участникам будут показы онлайн-инструменты, такие
как Quizlet, LearningApps, Wordwall, Etherpad, Screencast-O-Matic, Padlet,
ClassroomScreen, которые помогут улучшить эффективность и качество подготовки
и проведения уроков РКИ. В
заключении участники мастер-класса выберут подходящие их целевой группе
цифровые инструменты и создадут интерактивные материалы для своих уроков, тем
самым получат практические навыки использования цифровых сервисов для
обучения РКИ. |
Пахмутова Елена Даниловна,
доцент кафедры немецкой филологии, кандидат педагогических наук факультета
иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П.
Огарева». Методист -мультипликатор Гёте-института в Москве |
|
Ауд.2 |
17.00 - 17.20 |
Подведение
итогов. Закрытие мероприятия |
|