Для реализации I этапа проекта выполнены следующие работы:
Разработана методология системного подхода и инструментарий для исследования хода реализации мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования, включающие:
1) систему показателей (24 показателя), измеряющих запланированные и достигаемые уровни выполнения мероприятий, разработанную с учетом существующей системы сбора статистических данных в сфере образования.
2) основные направления совершенствования моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования;
3) модель оценки мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, региональных целевых программ, общесистемных мероприятий регионального уровня, муниципальных программ (планов), проектов на уровне образовательных учреждений;
4) предложения по обеспечению единого комплексного подхода к проведению мониторинга реализации моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования;
5) предложения по обеспечению устойчивых обратных связей между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации в рамках реализации моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования;
6) механизмы привлечения экспертов федерального и региональных уровней мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования;
7) предложения по организации и проведению экспертизы результатов мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования.
Разработанная методология обеспечивает возможность следить за состоянием моделей независимой системы оценки результатов (например, за тем, на каком этапе – разработки, апробации, внедрения, модификации и проч. – находится данная модель), а также за изменениями, влияющими на качество оценки и предоставляемых образовательных услуг.
Разработана и утверждена Рособрнадзором Методика комплексной оценки реализации мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования, позволяющая проводить оценку:
1) степени достижения запланированных мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования;
2) эффективности реализации мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования;
3) эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования.
Разработан инструментарий для проведения исследований по оценке эффективности разработки, апробации и внедрения моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования, включающий 8 шаблонов (форм сбора) данных для проведения исследований:
1) по оценке эффективности разработки, апробации и внедрения моделей системы оценки качества образования, механизмов комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей, технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования 4 уровней:
- дошкольного образования;
- начального профессионального и среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского и дополнительного профессионального образования;
2) по оценке восприятия новых моделей системы оценки качества образования среди представителей всех целевых аудиторий, являющихся пользователями (представляющими их интересы) моделей или образовательных услуг 4 уровней:
- дошкольного образования;
- начального профессионального и среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Разработан регламент взаимодействия с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и исполнителями государственных контрактов при проведении исследований.
Указанный инструментарий позволил провести социологические исследования по оценке эффективности мероприятий в 82 субъектах Российской Федерации, по оценке восприятия – в 30 субъектах Российской Федерации. Заполненное количество анкет позволило провести репрезентативную выборку и анализ эффективности проводимых в регионах мероприятий, позволяющие оценить текущую ситуацию в регионах по данному направлению.
В соответствии с требованиями государственного контракта разработана и утверждена Рособрнадзором Методика для проведения экспертизы реализации мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования на федеральном и региональных уровнях.
Разработанная методика полностью соответствует техническому заданию на выполнение Государственного контракта. Полученные на ее основе результаты должны учитываться при принятии управленческих решений по коррекции хода реализации подмероприятия 7.2 мероприятия 7 задачи 3 Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – ФЦПРО, Программа).
В соответствии с разработанными методиками в рамках государственного контракта были сформированы и своевременно представлены в Рособрнадзор:
1) списки 3-х групп экспертов, отобранных в соответствии с критериями отбора экспертов для проведения экспертизы (общее количество – 65 чел.);
2) результаты экспертизы отчетных материалов проектов, реализуемых в рамках подмероприятия 7.2 мероприятия 7 задачи 3 ФЦПРО в 2011 году и срок выполнения которых попадает в срок действия I этапа государственного контракта № 03.P20.11.0048 от 14 сентября 2011 г.;
3) методические рекомендации по корректировке структуры и содержания мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования, разработанные на основании проведенных исследований и профессиональной экспертизы проектов подмероприятия 7.2.
Для обсуждения разработанных методических рекомендаций по корректировке структуры и содержания мероприятий были проведены семинары, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий средствами видеоконференцсвязи и визуализации информации, для представителей Заказчика, Рособрнадзора и представителей субъектов Российской Федерации. Количество участников семинаров составили 822 человека.
Для доработки предложений по корректировке структуры и содержания мероприятий по разработке, апробации и внедрению моделей независимой системы оценки результатов образования было проведено совещание с участием представителей Минобрнауки России, Рособрнадзора, Исполнителей государственных контрактов, в работе которого приняло участие 22 человека.
По результатам обсуждения методические рекомендации по корректировке структуры и содержания были доработаны.