Основные результаты проекта:
1. Разработаны методология, инструментарий, порядок проведения исследований зарубежных систем образования, а также программы и мероприятия по их развитию
Для проведения исследований разработаны формы, позволяющие проводить анализ и систематизировать данные о состоянии и перспективах развития зарубежных систем образования, а также о реализованных и реализующихся программах и мероприятиях по развитию образования в зарубежных странах и проводить международные сравнения.
Для разработанных форм сформированы методические рекомендации по их заполнению, обработке и использованию.
Порядок проведения исследований содержит требования к глубине поиска и анализа информации, количеству и группам стран, системы образования которых должны быть исследованы, количеству, и видам источников, способам получения первичных данных.
Порядок и формы проведения исследований обеспечивают получение и возможность анализа информации в данной сфере из различных источников, в т.ч.:
- утвержденные и реализованные, а также утвержденные и реализующиеся программы развития образования в зарубежных странах;
- планы стратегического развития систем (подсистем, уровней) образования в зарубежных странах,
- данные статистики;
- аналитические и экспертные материалы, опубликованные в открытом доступе.
Методология проведения исследований зарубежных систем образования и мероприятий по развитию образования позволяет проводить сопоставительный и сравнительный анализ зарубежных систем образования, как между собой, так и по отношению к системе российского образования, с учетом целей, задач и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В рамках методологии разработаны критерии (показатели) оценки эффективности и результативности программ и мероприятий в области развития образования в зарубежных странах. Указанные критерии (показатели) сопоставимы с критериями (показателями) оценки эффективности и результативности российских программ развития образования (ГПРО на 2013 - 2020 гг., ФЦПРО на 2011 - 2015 гг.), а также позволяют в полной мере оценить состояние и перспективы развития зарубежных систем образования.
Методология, инструментарий и порядок сбора данных и проведения исследований зарубежных систем образования, а также программ и мероприятий по их развитию позволяют выделять качественные и количественные критерии оценки успешности по реализации программ и стратегий развития систем национального образования в зарубежных странах. На основании разработанных критериев проанализированы факторы успеха, обеспечившие достижение показателей эффективности и результативности, а также риски и проблемные факторы, препятствующие достижению поставленных ориентиров в сфере образования.
Методология проведения исследований зарубежных систем образования, а также программ и мероприятий по их развитию содержит:
- цели и задачи проведения исследований;
- методику оценки эффективности и результативности реализуемых (реализованных) программ по развитию образования в зарубежных странах;
- критерии (показатели) оценки эффективности программ и мероприятий в области развития образования в зарубежных странах, алгоритмы расчета значений критериев (показателей) зарубежных программ и мероприятий на основе полученных данных;
- описание процедуры измерения значений критериев (показателей);
- перечень необходимой информации и источники получения достоверной информации для расчета показателей;
- механизмы привлечения к исследованиям экспертных групп по различным направлениям и уровням образования.
2. Проведены крупномасштабные исследования зарубежного опыта реализации программ и мероприятий (проектов) по развитию национальных систем образования
Аналитический отчет по результатам исследований зарубежного опыта проведен на основе следующих групп параметров:
1. Анализ реализованных за последние 5 лет и реализующихся в настоящее время государственных программ и мероприятий по развитию и модернизации сферы образования и проблем, возникших (оставшихся) в ходе и/или по окончании их реализации.
2. Характеристика программ развития образования зарубежных стран, в т.ч.:
- цели и задачи реализации программ;
- ключевые показатели эффективности, характеризующие текущее состояние и потенциал развития системы образования;
- приоритетные направления образовательной и научной деятельности.
3. Анализ современной структуры образования в зарубежных странах.
4. Анализ опыта развития системы образования на различных уровнях образования.
5. Анализ механизмов и опыта взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной власти (как органами государства осуществляющими полномочия в сфере образования, так и с иными органами государства (в том числе отраслевыми), а также с работодателями.
6. Качественные и количественные оценки успешности (не успешности) реализации программ и стратегий развития образования в отдельных странах, а также препятствия и проблемы (риски) на пути успешного развития и модернизации систем образования.
Для проведения исследования выбраны 5 наиболее развитых стран (США, Китай, Япония, Великобритания, Германия).
Определены и проанализированы более 50 источников информации в данной области, в том числе:
- международные информационные базы, содержащие количественные и качественные характеристики систем образования;
- данные международных сравнений, в том числе международных рейтингов;
- программы и планы развития систем образования, отчеты или экспертные материалы и публикации об их реализации;
- государственные программы развития системы образования, опубликованные на сайтах органов государственной власти в анализируемых странах.
3. Проведен анализ достигнутых результатов и показателей реализации первого этапа Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы с учетом международного опыта
Осуществлена оценка полноты реализации задач, мероприятий (подмероприятий) ФЦПРО на 2011-2015 годы, в сопоставлении и сравнении с аналогичными достижениями в зарубежных странах, а также достигнутыми или ожидаемыми результатами показателей в зарубежных странах.
Осуществлена экспертная сравнительная оценка программ развития образования в Российской Федерации и зарубежных странах, бюджетной обеспеченности программ, результатов реализации программ, механизмов обратной связи с потребителями результатов образовательной деятельности (включая соответствия требованиям работодателей), соответствия материально-технического оснащения образовательных учреждений требованиям социально-экономического развития.
Оценены достигнутые результаты первого этапа реализации ФЦПРО и аналогичных зарубежных программ развития образования с точки зрения охватных показателей (охват территории, населения, уровней образования и образовательных учреждений, целевых групп), наличия экспертных мнений различных представителей общества по реализуемым программам (как положительных, так и отрицательных), в том числе по подходам, которые используются при реализации мероприятий и внедрении результатов, наличия вариативности данных подходов.
Проведена экспертиза и выбраны наиболее значимые результаты реализации задач и мероприятий ФЦПРО по итогам 2011-2013 годов в соответствии с порядком проведения экспертизы результатов проектов и мероприятий, реализованных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Работы включают сопоставительный анализ, учитывающий особенности социально-экономического развития соответствующих зарубежных стран.
Проведение анализа направлено на выявление основных факторов, обеспечивающих и препятствующих внедрению и реализации инноваций в системе образования по различным направлениям развития образования.
4. Разработаны предложения и рекомендации по формированию системы и регламента учета и внедрения лучших международных практик в процесс реализации мероприятий и проектов на втором этапе Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Рекомендации и предложения по учету, использованию и внедрению лучших практик программ развития образования в зарубежных странах базируются на результатах выполненных работ (п.п. 1. - 3.).
Система и регламент учета и внедрения лучших международных практик позволяют использовать полученные результаты как в процессе формирования тематик проектов для реализации в рамках ФЦПРО в 2014 и 2015 годах, так и в ходе непосредственной реализации проектов и мероприятий Программы в 2014 - 2015 годах. Регламентные механизмы определяют дополнительные процедуры взаимодействия участников реализации Программы (Минобрнауки России, Рособрнадзора, экспертных организаций, исполнителей госконтрактов) при формировании тематик проектов на втором этапе Программы (2014 - 2015 годы), их реализации, а также при внедрении результатов, достигнутых на первом этапе реализации ФЦПРО (2011 - 2013 годы).
Предложения и рекомендации по формированию системы и регламента учета и внедрения лучших международных практик в процесс реализации мероприятий и проектов ФЦПРО содержат конкретные, непротиворечивые, минимально необходимые, но в то же время достаточные процедуры взаимодействия в ходе реализации Программы в интересах полноценного учета международного опыта реализации программ и мероприятий в сфере развития образования.
5. Разработаны механизмы и рекомендации по учету полученных результатов научно-исследовательской работы при разработке и планировании новых программ и проектов в области образования
Разработанные рекомендации по учету полученных результатов научно-исследовательской работы включают:
- описание подходов к разработке и планированию новых программ и проектов в области образования (с учетом международного опыта реализации аналогичных программ и проектов);
- описание требований к содержанию новых программ и ожидаемых результатов;
- предложения по наименованию, составу и количественных значениях критериев и показателей результативности и эффективности реализации новых программ в области образования (с учетом международного опыта реализации аналогичных программ и проектов).