Вологодская область

В перечень работ по оборудованию санитарно-гигиенического помещения на 1 этаже коррекционной школы из подсобного помещения (кабинет завхоза) включены работы: по установке умывальника с подводкой холодной и горячей воды; устройству оснований под покрытие пола из древесно-стружечных плит площадью до 20 кв. м. в санитарной комнате; устройству покрытия на растворе из сухой смеси с приготовлением раствора в построечных условиях из плиток: рельефных, глазурованных, керамических для полов 6 кв. м; гладкой облицовки стен с установкой плиток туалетного гарнитура на цементном растворе 12 кв. м.; устройству плинтусов в санитарной комнате 10 м. Будут ли эти работы являться целевым использованием средств в рамках выделяемой субсидии? Переоборудовать имеющиеся туалетные комнаты в здании школы для детей с ОВЗ нет возможности, так как площади занимаемых санитарных узлов не позволяют выполнить требования СанПиН к данным помещениям

В случае переоборудования подсобного помещения, все работы по оборудованию санитарно-гигиенического помещения будут целевым расходованием средств.

Все перечисленные работы в случае оборудования санитарно-гигиенического помещения из подсобного помещения можно осуществлять за счет средств субсидии.

Удмуртская Республика

Обязательно ли наличие проектной документации при перепланировке сан. узла (установка спец. кабинки)?

При расходовании средств консолидированной субсидии, обязательна ли экспертиза ПСД?

У нас по ПСД архитектурная доступность и оборудование, размер субсидии до 600 000,0 руб.

Для проведения перепланировок в учебных заведениях необходимо заказать проектно-сметную документацию на проведение таких работ в организации имеющей лицензию на выполнение такой работы.

Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, осуществляется на условиях и в порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Условия и порядок проведения проверки достоверности определения (либо оценки) сметной стоимости объектов капитального строительства устанавливаются в зависимости от того, из каких источников финансируется строительство этих объектов.

При этом привлечение средств бюджетов бюджетной системы РФ для финансирования строительства, реконструкции объектов капитального строительства является условием проведения проверки достоверности определения сметной стоимости данных объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Удмуртская Республика

Можно ли включить в расходы за счет субсидии 2 входные двери в одном здании (это 2 выхода, расположены рядом, один-основной, 2 -запасный)

Да, но только при условии, что Вы проводите работы по расширению дверных проемов с последующей заменой двери и установкой доводчиков, а также оборудуете вход пандусом или подъемной платформой (при необходимости)

Удмуртская Республика

Добрый день, скажите, пожалуйста, экспертиза нужна гос. или может сделать организация, имеющая лицензию?

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направленных на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проектная документация на капитальный ремонт, за исключением отдельных случаев, подлежит государственной экспертизе.

Минрегион России считает, что по решению заказчика и с согласия экспертной организации, выполняющей государственную экспертизу проектной документации на капитальный ремонт, возможна экспертиза сметной документации в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации.

В случае отказа государственной экспертизой в экспертизе сметной документации, экспертиза сметной документации может быть проведена в организации, выполняющей негосударственную экспертизу проектов (прошедшей аккредитацию в установленном порядке), или другой организации, имеющей допуск на разработку и проверку сметной документации.

(Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2010 года № 41384-ИП/08).

Приморский край

Необходимо заполнить дверной проем кирпичной кладкой для установки в этом месте раковины и поручней для детей - инвалидов. Будет ли выполнение этих работ целевым использование средств?

Необходима дополнительная информация.

Это существующее санитарно-гигиеническое помещение? Если да, то почему нельзя оборудовать поручнями уже размещенные умывальники?

Если умывальники уже есть, но вы планируете дополнительную установку, то это будет нецелевое расходование.

Приморский край

Если в существующей туалетной комнате устанавливаются дополнительные унитаз и раковина и к ним устанавливаются поручни - это целевое использование денег?

Существующие умывальники расположены очень близко, там нет возможности установить поручни.

Размеры помещения позволяют, только для раковины нужно заложить дверной проем кирпичной кладкой

Вопрос установки поручней на уже существующие умывальники после их демонтажа-монтажа решить нельзя, то кладку выполняйте за счет текущего финансирования, установку - за счет субсидии.

Дополнительные унитаз и раковина, к ним поручни - это целевое использование. Но только если являются специализированным оборудованием, предназначенным для инвалидов.

Республика Карелия

В ДОУ 2 входа. На один из них установлен пандус (в связи с необходимостью).

Вправе ли мы не устанавливать пандус (наружный) на 2-й вход в здание? Даже, если это требуют родители ребенка-инвалида?

Можем ли мы при этом руководствоваться методическими рекомендациями Минтруда от 18.09.2012 (судя по рекомендациям такой пандус устанавливается хотя бы на один вход в здание)?

Если по установленному пандусу обеспечивается доступ ребенка к месту предоставления услуг, то второй вход делать не нужно. Вы вправе сослаться на методические рекомендации Минтруда от 18.09.2012.

Удмуртская Республика

Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного дополнительного образования.

Идея заключается в социализации и реабилитации детей, имеющих особые образовательные потребности, посредством включения в такие виды деятельности как конструирование, моделирование, программирование, робототехника. Техническая оснащенность кабинета позволит проводить занятия по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам «Робототехника», «Электроника», «Графический дизайн», «Промышленный дизайн». Так же планируется оборудование кабинета системой аудио-визуального обучения. Благодаря использованию интерактивного комплекта Smart Board на более качественный уровень выйдет и качество обучения детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам «Изостудия», «Начальное техническое моделирование», «Художественно-декоративная обработка материалов».

Оборудование должно быть приобретено в рамках текущего финансирования организации, а не в рамках реализации мероприятий программы «Доступная среда».

Оснащение оборудованием кабинетов не является направлением расходования средств субсидии.

Оборудование, предполагаемое к закупке, должно быть специализированным для инвалидов. Расширение спектра услуг (количества реализуемых программ) организации вы должны выполнять за счет текущего финансирования.

Для реализации программ «Робототехника», «Электроника», «Графический дизайн», «Промышленный дизайн» вы должны приобрести специализированное оборудование для инвалидов, а не обычные наборы.

Воронежская область

Приобретение оборудования для детей инвалидов с ментальными интеллектуальными нарушениями. Оборудование не является специализированным но оно необходимо для освоения образовательных программ

Исходя из вашего вопроса – в вашей образовательной организации в данный момент обучаются инвалиды с ментальными интеллектуальными нарушениями, т. е. все необходимые требования нормативных документов, регламентирующих обучение и пребывание в организации, соблюдены. Таким образом, приобретение указанного вами оборудования направлено не на создание условий доступности, а на улучшение материально-технического обеспечения организации.

Приобретение этого оборудования не решает вопрос обеспечения доступности для инвалидов, которым ваша организация была недоступна и которые не могли получать услуги.

Расходование средств на приобретение этого оборудование будет нецелевым.

Материально-техническое оснащение организаций осуществляется в рамках другого проекта.

Ивановская область

1. Планируется устройство пешеходной дорожки для передвижения детей инвалидов от одного здания школы к другому в соответствии с СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В настоящее время обустроенная пешеходная дорожка отсутствует. Обучающиеся, в том числе и дети инвалиды, ходят по грунтовой тропинке, передвижение по которой в осенне-весенний период осложняется. Планируем устройство дорожки по 226 КБК в рамках комплексного благоустройства территории. В объем работ может входить кроме укладки асфальта, бордюрного камня, тактильной плитки, такие работы как выкорчевывание деревьев, мешающих прокладывать дорожку, расширение входной калитки. Скажите: 1) будут ли данные работы являться целевым расходованием средств субсидии, 2) правильно ли выбран КБК 226, 3) допустимо устройство дорожки для инвалидов из асфальта или из тротуарной плитки.

Предполагается экономия средств по ГП «Доступная среда» от торгов. Планируем данные средства направить на дублирование входной лестницы в здание школы пандусом, оборудование входной лестницы поручнями, расширение площадки перед входом в здание, оборудование этой площадки навесом. Планируем данный вид работ по 226 КБК, так как экономия денежных средств планируется по 226 КБК, а также потому, что согласно пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ пандус, площадка перед входом в здание и навес являются некапитальными сооружениями («п.10.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ «10.2 некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений. сооружений)». п 10.2 введен Федеральным законом от 03.08.201 №373-ФЗ). Скажите: 1) будут ли данные работы являться целевым расходованием средств субсидии, 2) правильно ли выбран КБК 226.

Расходование средств будет целевым. КБК верный, материал для устройства - на ваше усмотрение, но с учетом того, покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему п.5.1.11 СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для МГН.

Ивановская область

Предполагается экономия средств по ГП «Доступная среда» от торгов. Планируем данные средства направить на дублирование входной лестницы в здание школы пандусом, оборудование входной лестницы поручнями, расширение площадки перед входом в здание, оборудование этой площадки навесом. Планируем данный вид работ по 226 КБК, так как экономия денежных средств планируется по 226 КБК, а также потому, что согласно пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ пандус, площадка перед входом в здание и навес являются некапитальными сооружениями («п.10.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ «10.2 некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений. сооружений)». п 10.2 введен Федеральным законом от 03.08.201 №373-ФЗ). Скажите: 1) будут ли данные работы являться целевым расходованием средств субсидии, 2) правильно ли выбран КБК 226.

Да, все верно. Но насчет капитального ремонта - все зависит от особенностей конструкции пандуса

Республика Дагестан

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, при реализации государственной программы «Доступная среда» можно ли направить средства софинансирования муниципального бюджета на составление проектно-сметной документации и проведение экспертизы? (основание Распоряжение Администрации городского округа город Каспийск № 212-р от 15.07.2019).

То есть из общей суммы средств, выделенных на реализацию проекта по Доступной среде, мы средства, затраченные на составление проектно-сметной документации, вычитаем из общей суммы проекта, оплачиваем организации составителя. И расшифровываем оставшиеся средства?

На разработку ПСД средства вы направить можете. На экспертизу – нет.

Удмуртская Республика

Скажите, пожалуйста, если сегодня тамбур не соответствует рекомендуемым размерам (137137см), первая входная дверь соответствует требованиям доступности, вторая дверь двустворчатая, ширина открывающихся створок 63 см каждая, возможно ли за счет средств субсидии демонтировать эту дверь и установить вместо нее тепловую завесу?

Нет. Установка тепловой завесы не является созданием условий доступности. Установить ее можете только за счет текущего финансирования организации.

Удмуртская Республика

Обязательна ли экспертиза ПСД?

Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов, финансирование строительства, реконструкции которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, осуществляется на условиях и в порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Условия и порядок проведения проверки достоверности определения (либо оценки) сметной стоимости объектов капитального строительства устанавливаются в зависимости от того, из каких источников финансируется строительство этих объектов.

При этом привлечение средств бюджетов бюджетной системы РФ для финансирования строительства, реконструкции объектов капитального строительства является условием проведения проверки достоверности определения сметной стоимости данных объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Удмуртская Республика

Целевым ли будет расходование средств субсидии на следующее оборудование комнаты психологической разгрузки: бизиборд, магнитно-маркерная доска, стол для рисования песком? Все это оборудование будет использоваться для занятий с детьми-инвалидами

Будет целевым все, кроме магнитно-маркерной доски.

Удмуртская Республика

Будет ли замена деревянной входной двери без смотровой площадки на дверь металлическую со смотровой площадкой являться целевым расходованием средств субсидии?

Основанием для замены входной двери может быть: несоответствие ее ширины нормативам (менее 90 см), наличие порога, который необходимо демонтировать. В вашем случае, исходя из рисунка, ширина створки двери менее 90 см. Поэтому замена целесообразна. Но при этом необходимо учесть требования к петлям, ручкам. доводчикам и т.д.

Удмуртская Республика

Для того, чтобы сделать в санитарной комнате кабинку со специальным унитазом для инвалидов, нам необходимо снести все перегородки, и сделать новые кабинки (одну для детей-инвалидов, а другую для других детей), понятно, что установка неспециализированной кабинки пойдет за счет собственных средств, а специализированная кабинка - за счет консолидированной субсидии. Вопрос по демонтажу, демонтаж перегородок в туалете можно производить за счет субсидии?

При демонтаже перегородок и установку неспециализированной кабинки можете сделать за счет средств субсидий. Демонтаж можно проводить за счет средств субсидии.

Только ремонт во всей санитарно-гигиенической комнате делать нельзя.

Челябинская область

Можно ли заявить приобретение ДОУ специального спортивного покрытия (противоскользящее, ударопрочное, упругое) для занятий детей с ОВЗ по зрению физкультурой, ЛФК и коррекционных занятий «ритмика» в рамках образовательного процесса с целью повышения травмобезопасности?

Имеющееся на сегодняшний день покрытие (кафельная плитка) останется без изменений.

Нет. Нельзя.

Челябинская область

Можно ли заявить приобретение ДОУ для детей с ОВЗ по зрению поручня-отбойника (с демпфирующим резиновым профилем) вдоль стен коридора совместно с направляющей тактильной лентой и тактильной плиткой на пол?

Нет. Нельзя. Перечень необходимого оборудования определен СанПиН 2.4.1.3049-13.

Челябинская область

Можно ли заявить приобретение ДОУ пандуса телескопического 3-х секционного (переносной), так как нет возможности установить стационарный пандус, соответствующий установленным нормам.

Да. Можно. Реализация мероприятий программы «Доступная среда» направлена именно на разумное приспособление.

Приобретение пандуса телескопического 3-х секционного в данном случае является именно разумным приспособлением.

Ивановская область

Будет ли считаться целевым расходованием средств приобретение напольного ковра и настенных мягких матов в комнату сенсорной интеграции для детей-инвалидов с РАС?

Это будет нецелевое расходование средств.

Программа направлена на создание условий доступности для детей-инвалидов. То. что вы предлагаете - не относится к этому направлению, а является улучшением МТО организации и должно быть осуществлено за счет текущего финансирования.

Ивановская область

Можно ли в рамках Федеральной программы «Доступная среда « приобрести комплекс БОС «Класс Алматея» на 4 рабочих места? Он включает в себя автоматизированную психодиагностику и т.д.

Да, можно.

Ивановская область

Сметчик допустил ошибку и вместо деревянных дверей (расширение дверного проема, установка дверей) внес в смету пластиковые двери. Из эстетических соображений ставить в этих комнатах (игровая и спальная) пластиковые двери нецелесообразно. Аукцион прошел, подрядчик госконтракт подписал. Подскажите, как правильно выйти (документально) из ситуации. Подрядчик готов поставить двери деревянные(фанерованные).

По 44 ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

Условия замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.

Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально. Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ явно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705. Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции. Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше.

Ивановская область

В смету (неопытный сметчик) не вошли работы по выравниванию полов после расширения дверных проемов. Можно ли оформить эти работы дополнительным соглашением с подрядчиком.

Нет. Дополнительным соглашением вы не можете это сделать, т.к. это является изменением существенных условий договора.

Но с 1 июля 2019 года вы по 44-ФЗ можете заключать договоры без проведения конкурсных процедур на сумму до 600 000,0 рублей. Заключите договор на выполнение только выравнивания пола.

Челябинская область

В рамках реализации программы инклюзивного образования в образовательных учреждениях, в т.ч. дошкольного образования, оборудуются кабинеты для детей с ОВЗ, или кабинеты инклюзивного обучения, которые являются частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности.

Министерство образования и науки РФ издало ПРИКАЗ от 30 августа 2013 г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Пункты 17 и 18 Раздела III. «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья» гласят:

17. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В указанном нормативном документе не уточняется, что относится к специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования (далее – ТСО).

Обращаю ваше внимание, что в ПРИКАЗЕ от 30 августа 2013 г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» указано, что целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно в соответствии с п.10.15. СанПиН 2.4.1.2660-10:

В помещениях групповых для слабовидящих, умственно-отсталых детей рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.

В помещениях групповых для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуются: одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя.

В помещениях групповых для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель, удобная для проведения занятия.

Перечень оборудования относящегося к ТСО перечислен в разделе 5 «Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн).

И хотя данный документ относится к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, перечень изложенного в нем оборудования можно распространить на учреждения школьного и дошкольного образования, т.к. в целом в обоих нормативных документах идет речь об организации образования детей-инвалидов в образовательных учреждениях России.

ПРИКАЗ от 13 февраля 2018 года № 86н Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (с изменениями на 6 мая 2019 года)

К специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран),
  • интерактивные доски,
  • ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,
  • оборудование лингафонного кабинета,
  • телевизоры,
  • видеоплееры,
  • видео ДVД,
  • и другое оборудование

Перечисленное вами оборудование относится к ТСО, но не является специализированным для инвалидов.

Во время проведения занятий с детьми-инвалидами, указанные ТСО применяются с целью повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Таким образом, считаю что если образовательное учреждение в рамках финансирования мероприятий по инклюзивному образованию планирует приобретение специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, и специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, включающего в себя компьютер, проектор и интерактивную доску, которые будут установлены в специально оборудованном кабинете, то приобретение указанных ТСО будет являться целевым использованием выделенных бюджетных средств.

В настоящее время Муниципальное дошкольное казенное образовательное учреждение «Детский сад № 28» Еманжелинского муниципального района Челябинской области участвует в получении субсидии на реализацию в 2019 году в Челябинской области мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2020 годы.

Данный детский сад является единственным из шести детских садов поселка, который будет оборудован архитектурной доступностью и оснащен специальным оборудованием для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Руководством учреждения в рамках реализации программы за счет текущего финансирования сделан ремонт кабинета, а за счет выделенных средств приобретаются учебные пособия и дидактический материал, закупаются специальные образовательные программы.

Также предполагалось приобретение ноутбука со специальным программным обеспечением для индивидуальной работы с детьми-инвалидами, и мультимедийного комплекса - проектора и интерактивной доски, т.к. эти специальные технические средства обучения лучше помогают в освоении адаптированной программы.

Однако при представлении документов Министерство образования Челябинской области отклонило заявку на интерактивное оборудование, считая данные расходы нецелевыми.

Считаю, что приведенные мною нормативные документы Министерства образования и науки РФ и изложенные в них положения позволяют за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по инклюзивному образованию, приобретать данное оборудование.

Поскольку Ваша организация в рамках своей уставной деятельности уполномочена давать заключения по данному вопросу прошу Вас:

  • изучить изложенные доводы и дать им правовую оценку;
  • в случае согласия с изложенными аргументами подготовить свое заключение о возможности в данном конкретном случае осуществить приобретение указанного оборудования руководством детского садика;
  • довести свое заключение до руководства Министерство образования Челябинской области.

Обращаем Ваше внимание на то, что субсидия предоставляется на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ качественного образования.

Не все дети с ОВЗ являются инвалидами, и не все дети-инвалиды относятся к категории детей с ОВЗ.

Никто не запрещает за счет финансирования из других источников создавать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и использовать эти условия при обучении детей-инвалидов.

Но средства субсидии должны быть использованы только по прямому назначению - на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ качественного образования.

По вопросу оборудования, которое, относится к специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования (далее – ТСО).

В нормативных документах идет речь именно о специальных технических средствах обучения.

Вы же в своем письме делаете акцент на МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

При этом, эти методические рекомендации:

1) не относятся к дошкольному образованию;

2) не содержат перечень специализированного оборудования.

Термин «специализированный» трактуется как «имеющий специальное, особое назначение», «предназначенный для работы или использования в какой-л. одной узкой области, отрасли чего-л.; имеющий специальное, особое назначение» (Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека).

Речь идет о детях-инвалидах, соответственно, оборудование должно быть предназначено именно для детей-инвалидов.

Дополнительно обращаем внимание на то, что в дошкольных образовательных организациях условия для обучения детей (предоставление образовательной услуги) должны быть созданы до получения лицензии на образовательную деятельность. Т.е. оборудование в группах для реализации программ должно быть, услуга детям, которые не являются ИНВАЛИДАМИ, должна предоставляться. Материально-техническое оснащение организаций должно осуществляться за счет текущего финансирования.

Мероприятия, которые реализуются за счет средств субсидии, должны быть направлены именно на обеспечение доступности уже предоставляемой услуги для детей-инвалидов.

Вы же пытаетесь объяснить, что мультимедийные комплексы (проектор и экран) являются специализированным ТСО и их можно использовать при обучении детей-инвалидов. Использовать данное оборудование можно и нужно, только приобретать его нужно за счет других источников финансирования.

При этом в ПРИКАЗЕ от 30 августа 2013 г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» указано, что целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно в соответствии с п.10.15. СанПиН 2.4.1.2660-10:

В помещениях групповых для слабовидящих, умственно-отсталых детей рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.

В помещениях групповых для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуются: одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя.

В помещениях групповых для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель, удобная для проведения занятия.

Никаких ссылок на необходимость оснащения организаций указанным Вами оборудованием именно для детей-инвалидов или детей с ОВЗ нет.

Специальные технические средства, в т.ч. и для обучения, перечислены в ПРИКАЗЕ от 13 февраля 2018 года № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (с изменениями на 6 мая 2019 года).

К ним относятся, в т.ч.:

Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.

Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

Телефонные устройства с текстовым выходом. Голосообразующие аппараты.

Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.

Кроме этого, ГОСТ Р 54736-2011 «Реабилитация инвалидов. Специальное техническое оснащение учреждений реабилитации инвалидов» определяет, что входит в состав специального технического оснащения учреждений (аппаратура, приборы, оборудование, приспособления, инструменты и другие технические устройства и средства (далее - средства), используемые при выполнении действий по предоставлению социальных услуг гражданам - клиентам этих учреждений), состав требования к составу специального технического оснащения учреждений социального обслуживания, средств коллективного пользования, применяемых персоналом при предоставлении социальных услуг.

Таким образом, отнести мультимедийные комплексы (проектор и экран) к специализированному оборудованию, к специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования нельзя.

Перечисленное вами оборудование относится к ТСО, но не является специализированным для инвалидов.

Министерство образования Челябинской области обоснованно отклонило заявку на интерактивное оборудование, считая данные расходы нецелевыми.

Белгородская область

В соответствии требованиями Свода правил СП 59.13330.2016 (п. 4.3) необходимо применение такого проектного решения, которое обеспечило бы для инвалидов-колясочников «…повышенное качество их среды обитания при соблюдении досягаемости ими на территории кратчайшим путем мест целевого посещения, безопасности путей движения, в том числе эвакуационных и путей спасения».

Для организации беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников от входной калитки до входа в здание необходимо проложить пешеходный путь (дорожку из тротуарной плитки) по прилегающей (дворовой) территории через многолетние насаждения (клумбу) и газон, которые, соответственно, придется снести.

Вопрос: можно ли использовать на эти цели средства федеральной субсидии, выделенной в 2019 году в рамках гос. программы «Доступная среда».

Обращаем Ваше внимание на то, что СП 59.13330.2016 распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН и может быть применен при реконструкции (капитальном ремонте) ОСИ.

Но реконструкция или капитальный ремонт не могут выполняться за счет средств субсидии, выделенных на реализацию мероприятия в рамках соглашения.

В соответствии с п.10.3. СанПиН 2.4.1.3049-13 Все подъезды и подходы к зданию в пределах территории дошкольной организации должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

Соответствие требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 образовательная организация должна обеспечивать за счет текущего финансирования.

Таким образом, пешеходный путь (дорожка из тротуарной плитки) по прилегающей (дворовой) территории в организации уже должна быть.

Строить новую дорожку за счет средств субсидии нельзя.

Вы можете за счет средств субсидии привести в соответствие с СП уже существующую дорожку.

Но обращаем ваше внимание на то, что в первую очередь должна быть обеспечена архитектурная доступность входа в здание (зона 2), путей движения внутри здания (зона 3), зоны целевого назначения здания (зона 4) и санитарно-гигиенических помещений (зона 5). Если вы не обеспечите доступность этих зон, но при этом будет обеспечена доступность только зоны 1 (территория, прилегающая к зданию (участок)) – средства субсидии будут расходованы неэффективно.

При технической невозможности (архитектурно-планировочной, финансовой) обеспечить выполнение всех требований доступности всех зон (всех функционально-планировочных элементов), может быть принято решение об обустройстве некоторых из описанных зон для исполнения объектом своего основного целевого назначения. В этой связи важно обустройство зоны 4 «Основного целевого назначения объекта» и путей движения к ней (зон 2 и 3) либо выделение специальной зоны (специальных мест) для обслуживания инвалидов на объекте с обязательным отражением этого средствами информации на объекте (зона 6).

Техническая невозможность обустройства путей движения может быть компенсирована альтернативным индивидуальным решением: с помощью постороннего лица, в первую очередь, сотрудника учреждения или организации, находящейся на данном объекте. При этом должны быть обеспечены средства информации и связи (например, кнопка вызова персонала данного объекта) для оказания содействия посетителю из числа МГН и его сопровождения на объекте.

Республика Ингушетия

В рамках программы «Доступная среда» ведется капитальный ремонт группы. К данной группе, которую посещают дети-инвалиды, относится теневой навес. Возможно ли обустройство полового покрытия и его приспособления для данной группы детей за счет выделенных средств на ремонт «Доступная среда».

Нет. Невозможно. Капитальный и текущий ремонт за счет средств субсидии является нецелевым расходованием средств.

В соответствии с п.3.9-3.10. СанПиН 2.4.1.3049-13 навесы в организации должны быть, полы в них должны быть оборудованы.

Соответствие навесов требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, в т.ч. и их капитальный ремонт, должно обеспечиваться за счет средств текущего финансирования.

А вот устранение препятствий по пути движения к навесам, в т.ч. и перепадов высот, вы можете осуществлять за счет средств субсидии.

Свердловская область

Как получить субсидию? Что для этого необходимо сделать?

Участников мероприятия изначально определяет муниципалитет, далее – ОИВ субъекта Российской Федерации. Поэтому для того чтобы войти в эту программу необходимо направить запрос в ОИВ субъекта Российской Федерации .

Вологодская область
Республика Дагестан

Можно ли в рамках создания архитектурной доступности санитарно-гигиенического комплекса оборудовать зеркало с регулировкой наклона по высоте?

Если установить такое зеркало, то никаких нарушений не будет

Калужская область

Какие документы нужны для выездной проверки.

Перечень документов направлялся вместе с письмом о проведении экспертных выездов. Дополнительно мы разместим эти документы у себя на сайте.

Белгородская область

Можно ли размещать специальное оборудование в групповом помещении детского сада понимая его как учебный кабинет, кабинет школы?

По поводу размещения оборудования - здесь ограничений нет, если это оборудование непосредственно необходимо для реализации адаптированных программ. Вы можете размещать его в помещении, где предусмотрена реализация вот этих программ.

Астраханская область

Будет ли считаться нарушением приобретение переносного пандуса, а установка стационарного в помещении?

Необходим разумный подход к адаптации помещений или входной группы. Все зависит от архитектурных особенностей помещения. Техническая невозможность обустройства путей движения может быть компенсирована альтернативным индивидуальным решением. При этом, обратите внимание, переносной пандус не может быть использован в полном объеме как стационарный, но при выделении или обеспечении услуг ассистента или помощника его применение может решить вопрос доступности помещений.

Ивановская область

Установка пандуса-навеса на входной площадке по какому КБК может быть оплачено? Капитальный ремонт или 226?

Обратите ваше внимание на формулировку. К капитальному ремонту будет как раз относится установка пандуса и расширение дверных проемов.

Республика Карелия

Можем ли мы осуществлять закупки за счет субсидии без проведения торгов.

Как образовательная организация, вы можете осуществлять закупки за счет субсидии без проведения торгов на сумму до 400 000 рублей. Обратите внимание на изменения в законодательстве с 1 июля 2019 года. Эта сумма увеличена до 600 000 рублей.

Республика Дагестан

Нужно ли запрашивать три коммерческих предложения для составления проектно-сметной документации?

Давайте сначала разделим понятие составление проектно-сметной документации и определение НМЦК. Составление проектно-сметной документации - это комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости. Для этого никакие предложения никуда отправлять не нужно. А вот если стоимость работ выходит за пределы 400 тысяч рублей, вы должны провести процедуру определения НМЦК, выполнить все требования 44-ФЗ по организации и проведению закупок. Если вы планируете заключить договор со сторонней организацией по составлению самой проектно-сметной документации, который осуществляется специалистами, то, естественно, вы формируете закупку, формируете описание объекта закупки и точно так же составляете обоснование начальной и максимальной цены контракта в соответствии с требованиями приказа минэкономразвития путем направления не менее 5 поставщикам и с учетом получения ответов от не менее 3 потенциальных поставщиков коммерческих предложений.

Приморский край

Как быть с закупкой оборудования, к какому специализированному оборудованию отнести системный блок?

Системный блок со специальным программным обеспечением вы можете закупить в составе оборудования для кабинета психолога, дефектолога, логопеда, рабочего места для ребенка-инвалида с ограничениями по зрению или опорно-двигательного аппарата.

Республика Башкортостан

Можно ли приобрести специальные роботехнические наборы в учреждения дополнительного образования

Если это обычные наборы, которые будут использованы в т.ч. и при обучении детей-инвалидов, то нельзя.

Если это наборы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые больше обычных по размерам, то можно.

Необходима дополнительная информация со спецификацией наборов.

Республика Дагестан

Можно ли за счет субсидии выполнить работы по ремонту пола для обеспечения проезда ребенка-инвалида по коридору.

Капитальный ремонт и текущий ремонт должен выполняться за счет текущего финансирования, поэтому ни в коем случае эти работы выполнять нельзя. Вы можете для обеспечения условий доступности либо убрать пороги, сделать ремонт пола в местах, где выравнивали полы и убирали пороги, расширить проемы, установить двери, соответствующие нормативным документам. Но ремонт полового покрытия нужно выполнять за счет текущего финансирования.

Республика Дагестан

Департамент финансов при оплате денежных средств из федерального бюджета требует в платежке указывать номер НПА, основание которого выполняется по закупке. Что можно порекомендовать коллегам в качестве ссылки?

Это реквизиты нормативно-правового акта, в котором утверждена региональная программа к тем мероприятиям, на которые расходуются средства, в котором учтены объемы финансирования, выделяемые в соответствии с соглашением.

Удмуртская республика

На данный момент в организации отсутствуют дети-инвалиды. На какую группу инвалидов ориентироваться при реализации программы архитектурной доступности.

При планировании участия вашей организации в этой программе вы должны были провести предварительную оценку наличия детей, которые в ближайшее время могут обучаться в вашей организации. Все работы должны выполняться, в первую очередь, с учетом этих детей, которые могут прийти обучаться. Не обязательно выполнение всего спектра работ по адаптации объекта для всех категорий детей-инвалидов. Об этом речи нет. Опять же, никто не исключает в создании условий доступности использования альтернативных форм.

Республика Дагестан

Является ли приобретение интерактивной доски целесообразной для работы с детьми с ОВЗ?

Приобретение интерактивной доски за счет средств субсидии будет являться нецелевым расходованием средств. Интерактивная доска не относится к специализированному оборудованию.

Ленинградская область

Каковы сроки проведения ТОФК для оплаты заключенного контракта, подписанного коллегами.

Данные сроки установлены непосредственно Министерством финансов, ТОФК и теми контрактами, которые вы ставите на учет в ТОФК.

Кабардино-Балканская Республика

Можно ли приобрести специальный программно-технический комплекс психолога с установленными спец

Да, можно.

Брянская область

Необходимо ли при проведении закупок через электронный магазин запрашивать коммерческие предложения?

Коллеги, коммерческие предложения запрашиваются при проведении комплекса процедур, поэтому при закупке на сумму менее 400 тысяч этого делать не нужно.

Республика Дагестан

Наш центр является коррекционным (умственно отсталые дети) учреждением, и 80% субсидии у нас запланировано на устройство подъемника. Программа реализуется уже не один год, и много уже сделано. Не будет ли это являться нарушением?

Нет, не будет. Обратите внимание на паспорт доступности, который есть обязательно в организации. Если в качестве рекомендации в нем указано техническое решение по установке подъемника, и это решение до настоящего момента реализовано не было, то это не будет являться нецелевым расходованием средств. Но если до этого в вашей организации уже были выполнены работы по установке пандуса, то возникают вопросы по необходимости и целесообразности выполнения этих работ

Тюменская область

Можно ли осуществлять закупки по ФЗ-223? Ответ

Если вы являетесь автономной организацией. Соответственно, вы выполняете закупки в соответствии с требованиями этого закона.

Белгородская область

У нас в Белгородской области с 30 октября по 1 ноября 2018 года проводилась выездная экспертиза реализации мероприятий программы «Доступная среда». Скажите, пожалуйста, нам все равно нужно присылать копии всех договоров (контрактов) за 2018 год в соответствии с письмом Минпросвещения от 24.06.2019 г. № 07-4082?

Да, нужно присылать копии всех договоров (контрактов) за 2018 год в соответствии с письмом Минпросвещения от 24.06.2019 г. № 07-4082. На момент проведения выездной экспертизы реализации мероприятий программы «Доступная среда» средства субсидии и средства софинансирования могли быть расходованы не в полном объеме.

Ростовская область

Подскажите, пожалуйста, в запросе от 24.06.2019 г. № 07-4082 указано: «Направить копии договоров со всеми соответствующими приложениями по электронным адресам, а также в установленном порядке в адрес Департамента…». Установленный порядок – это по системе МЭДО или по системе МЭДО и на бумажном носителе выслать в адрес Департамента?

По системе МЭДО будет достаточно.

Новосибирская область

Нужна консультация по предоставлению документов по проверке исполнения соглашения по доступной среде за 2018 год. Уточните, пожалуйста, т.к. перечень документов (приложения к договору/соглашению) не исчерпывающий, в приложении что должно быть: ПСД, спецификация и другое, что может входить? Нужны ли платежные документы? Запрос от муниципалитетов, поэтому им нужна конкретика.

Приложением к договорам должны являться ПСД и спецификации, этого будет достаточно. Платежные документы не требуются.

Тамбовская область

Вопрос по документам, представляемым по запросу от 24.06.2019 № 07-4082. По электронным адресам, указанным в запросе, документы направлены. Подскажите, нужно ли документы еще в каком-либо виде направить в адрес Департамента?

Нет. Не нужно.